Исторические стили интерьера / Эклектика / Эклектика
Историки считают, что в XIX веке число построенных зданий, вероятно, превосходило все предшествующие периоды, вместе взятые. Строгий официальный ампир уже не мог удовлетворять всем требованиям столь массового строительства. Ампир был стилем торжествующего государства. А Европа сотрясалась от революционных движений, от бесконечных волнений растущего рабочего класса. Ампир стал вызывать раздражение современников.
В России первым об этом публично заявил Николай Васильевич Гоголь, который очень любил и понимал искусство архитектуры. В начале 1834 года он написал статью "Об архитектуре нынешнего времени". В ней -примечательные строчки, посвященные стилю империи: "Всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, простую форму. Домы старались делать как можно более похожими один на другого; но они более были похожи на сараи или казармы, нежели на веселые жилища людей...И этою архитектурою мы еще недавно тщеславились, как совершенством вкуса, и настроили целые города в ее духе!.. Новые города не имеют никакого вида: они так правильны, так гладки, так монотонны, что, прошедши одну улицу, уже чувствуешь скуку и отказываешься от желания заглянуть в другую".
Статья была написана как раз в те годы, когда во всех губернских городах России возводили совершенно одинаковые, без каких-либо украшений, желто-белые общественные здания с обязательным портиком посредине. То был официальный ампир, столь любимый Николаем I. Одинаковость зданий тешила душу императора, обожавшего четкий солдатский строй. По его твердому убеждению, подобное однообразие свидетельствовало о наличии в государстве дисциплины и порядка. По мнению же здравомыслящих людей, в том числе и Николая Васильевича, новые города поражали своим казарменным однообразием. Не случайно А.И.Герцен назвал Россию времен Николая I "фасадной империей".
Протест Н.В.Гоголя - явление вовсе не случайное. Каждый стиль, достигнув своей вершины, неминуемо клонится к упадку, уступая место новому нарождающемуся направлению, которое идет ему на смену. Но, увы, стиль, готовый прийти на смену классицизму, еще не родился. Хотя все его ждали с нетерпением.
Как пишет знаменитый искусствовед Эрнст Гомбрих: "Люди нередко представляют искусство в целом как средство "выражения", и до какой-то степени они правы". А когда нет выбора, не может быть и самовыражения. "Простой пример проясняет ситуацию, - продолжает Гомбрих. - Когда мы говорим: женщина "проявляет свою индивидуальность" в манере одеваться, мы имеем в виду, что сделанный ею выбор отражает ее фантазии и предпочтения". Так и при бурном строительстве бизнесмен или городской политик, задумавший построить новую фабрику, школу или музей, хотел получить за свои деньги отражение своей индивидуальности.