Исторические стили интерьера / Готика / Стили кованых изделий, Стиль рококо, Готика.
Русско-византийский стиль – кованые ограждения характеризуются сложным плетеным орнаментом, состоящим из различных геометрических форм, переплетенных с растительными элементами.
Русский стиль – стиль, развивавшийся на основе народных традиций. В основе кованых ограждений, выполненных в этом стиле, лежит русское национальное творчество.
Готика – кованые ограждения, выполненные в готическом стиле, содержат характерные для готики черты – стрельчатые вытянутые арки, четырехлепестковые розетки, трилистники.
Барокко – в кованых ограждениях, воротах, калитках этот стиль присутствует в качестве причудливых форм орнаментики, состоящей из завитков, цветочных корзин, гирлянд.
Рококо – этот стиль фактически производное от более раннего по рождению стиля барокко. Этот стиль отличается от барокко более тонким элегантным рисунком кованых ограждений.
Ренессанс – кузнечные композиции в стиле эпохи Возрождения центричны, строго уравновешены, узоры разбегаются от центра, завиваются в спирали.
Стиль рококо, фактически производный от предшествующего ему барокко, отличается большей простотой и изяществом линий. В этом стиле конструктивная основа оконных решеток, лестничных ограждений отходит на второй план, декоративный фактор становится доминирующим. В рисунки кованых изделий, кованых ворот, балконных ограждений, лестничных ограждений включаются ромбические плетенки с цветами на пересечении стержней, используются все более тонкие прутья и листья, создающие элегантную игривость форм. Примерами художественного металла стиля рококо являются полукруглые балконные и изящные лестничные ограждения исторического дома в бывшем переулке Аркадия Гайдара. В балконных и лестничных ограждениях частично воспроизводятся листья и стебли садовых маков. Очень часто в художественном металле Москвы используются кованые изделия, ворота, ограды, балконные и лестничные ограждения, очень натуралистически (без какой-либо стилизации), воспроизводящие различные растения. Например в сложной по рисунку ограде палисада дома по Сущевской улице обращает на себя внимание кованая ветка розы, завершающая спаренные опорные стойки ограды.
В строительстве, декоративном и прикладном искусстве Москвы время от времени возникает интерес к готике. В России поклонником готики был Н.В.Гоголь, немало пропагандирующий этот стиль. Для оград и лестничных ограждений, выполненных в этом стиле, характерны такие черты, как стрельчатое завершение каждой пары прутков, крестообразные, четырехконтурные формы у основания ограды. Несмотря на то, что готический стиль вошел в моду и распространен по всей Европе, мистицизм и суровость эстетических концепций в оградах, воротах, лестничных ограждениях, сделанных в этом стиле не всегда уживались со светлым оптимизмом русичей. Например, характерными для московской готики изделиями художественного металла следует считать ворота и лестничные ограждения колокольни Высоко-Петровского монастыря, ныне в нем размещается Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Здесь все соответствует готическим канонам. Ворота и лестничные ограждения украшены многолепестковыми цветами, на воротах – стрельчатые арки, а лестничные ограждения оформлены узорными панелями. Но мягкое округлое заполнение панелей ворот и лестничных ограждений основано на привычных москвичам народных мотивах гнутых и закрученных в спирали полос железа. В Москве можно найти также огромное количество кованых ворот, оград и лестничных ограждений, созданных в псевдоготическом стиле.