Исторические стили интерьера / Модерн / Модерн
Предпосылками возникновения стиля модерн стала промышленная революция XIX века, постановка производства мебели на поток и… спрос, породивший предложение.
В Англии и в России этот стиль получил название «модерн» (новейший, современный), тогда как во Франции он именовался «ар нуво», в Германии - «югендстиль», а в Италии – «либерти».
Модерн вобрал в себя самые радикальные веяния того периода и был провозглашен стилем, который полностью перевернет устои дизайна. Если раньше от мебели требовалось или быть украшением интерьера, или быть просто удобной, то мебель в стиле модерн успешно сочетала в себе все эти качества и выступала гармоничным элементом единого решения интерьера. Гармония – вот отличительная черта обстановки в стиле модерн. Именно поэтому столь сильны в стилистике этого направления растительные (что может быть гармоничнее самой природы?) и японские мотивы, пронизанные вечным стремлением к единению с окружающим миром, поиском себя. Наложили свой отпечаток на формирование модерна и раскопки Генрихом Шлиманом Трои, спровоцировавшие серьезнейший интерес к крито-микенской культуре.
Именно оттуда произошло сращение в мебельных силуэтах эргономичных традиций и прекрасной строгости античных образцов. Стулья и кресла удобны, их спинки декорированы флореальным орнаментом, который использовался и в рисунке потолочной лепнины, и тканевых обоев (завитки повители, редкие крупные бутоны или веточки цветущей сакуры).
Благодаря внедрению в производство метода штамповки, мебель стала доступной для всех слоев населения. Наравне с экзотическими сортами древесины, в ее изготовлении широко применялись более дешевые сорта, хотя излюбленными по-прежнему оставались красное дерево, черное (эбен) и вишня. В декорировании использовалась резьба, инкрустация деревом, вставки из хрусталя (в образцах, рассчитанных на массового потребителя – из стекла). Мебельщики вновь стали активно работать в области лакировки и других способов подчеркнуть красоту текстуры дерева.
Сама мебель постепенно утрачивала массивность. Шкафы приобретали вытянутый силуэт, кабинеты обставлялись мобильными мебельными образцами. Письменные столы все больше приближались к современным эргономичным моделям, их обустраивали удобными выдвижными ящиками. Люстры и светильники проектировались с явным обыгрыванием флореальных мотивов – плафоны часто напоминали по форме бутон (символ новой жизни) или цветок. Потолочные светильники часто подвешивались на кованом каркасе. В этом случае он декорировался коваными листьями, а порой «оплетался» кованой повителью.
Мягкая мебель – диваны, кресла – обивались прочными красивыми тканями серо-зеленого, сиреневого, бледно-желтого, серебристого цветов. Подлокотники и спинка украшались резьбой, покрывались вручную несколькими слоями лака.
Мебель для кухни отличалась респектабельностью силуэта и сдержанным декором. Кухонные столы и стулья были удобны, они привлекали внимание глубоким цветом дерева, разумно спроектированной конструкцией, а столы часто были раздвижными. Буфеты также не были перегружены декором. Все элементы мебели для кухни выполнялись в едином цветовом и оформительском решении, отвечая стремлению модерна к гармонии.
Спальни в стиле модерн респектабельны, мебель в них выдерживалась в едином декоративном решении. Спинки и изножье часто украшались элегантным плетением деревянных лакированных прутьев или гибкими асимметричными завитками.
И хотя в наши дни буквальное новаторство модерна уже под вопросом в силу возникновения и формирования в последующий период других стилистик, мебель этого направления по-прежнему любима и актуальна. Ведущие итальянские мебельные фабрики (в том числе Annibale Colombo, Galimberti Nino, Flamina Martini) положили в основу создания даже самой современной своей продукции разработанные еще в конце девятнадцатого века принципы «нового искусства».