Разное / Статьи / Архитектура Тайланда
Таиланд лежит в центральной части Индокитайского полуострова вокруг долины реки Чаупхрая. Со времени образования с XIV в. до 1939 г. страна называлась Сиам, а с 1939 г. начала называться Myонтаи, что означает «страна свободных». Переведенное на английский язык название страны стало звучать как Таиланд.
В первых веках н. э. значительная часть территории Таиланда входила в состав государства Фунань. В V—XII вв. западные области Таиланда принадлежали полулегендарому монскому государству Дваравати. Центр и восток, а с XII в. вся страна была частью кхмерского государства. Кхмерская культура послужила основой тайской национальной культуры. Первое крупное тайское государство Сукхотай (XIII—XIV вв.), затем Аюттхая (XIV—XVIII вв.) и Бангкок (XIII—XX вв.) стали практически основными наследниками кхмерских художественных традиций,, поскольку после падения великой Ангкорской империи в самой Кампучии не было условий для развития этих традиций. С XIV в. и до настоящего времени буддизм в его классической форме- хинаяна является официальной государственной религией Таиланда.
Все развитие художественной культуры страны тесно связано с буддийским мировоззрением. В монументальном зодчестве господствуют два основных типа буддийских культовых построек — ступы и храмы.
Основные формы ступ восходят к кхмерским прототипам (пранг, прасат) и к монско-бирманским образцам (чеди). Часто употребляемая перед этими названиями приставка «пра» (пра-пранг, пра-чеди) означает «святой», «священный». Иногда словом «пра» называют и будду. Основой развития храмов Таиланда был вехан (инд. «вихара») — здание, как правило, бази-ликального типа с кирпичными или каменными столбами, несущими деревянную крышу. Ступы и храмы обычно составляли основное композиционное ядро ватов, т. е. храмовых или монастырских комплексов.
Характерным для тайского буддизма было то, что он ассимилировал местные анимистические и другие культы, включил в число своих религиозных текстов Рамаяну (тайское Рама-кьен) и некоторые другие индуистские легенды. Следствием этого было широкое распространение в скульптуре изображений фантастической птицы-человека Гаруды и ее извечного врага змеи-дракона Наги. Эти два персонажа очень характерны для Центрального и Западного Индокитая. Гаруда, раздирающая Нагу, — символ победы добра над злом — основа герба Таиланда. Распространены изображения пхи— духов-хранителей и хозяев природы, персонажей Рамаяны, главным образом Раванны (тайское Тосакант), злого демона, статуи которого часто охраняют входы в храмы. В скульптуре храмов встречаются также изображения других демонов, кинар (птице-людей), изредка Вишну и других персонажей индуистских культов. Сюжетами настенной живописи вплоть до XX в. были сцены из так называемого «Тосачата» — десяти самых крупных и известных джатак. Кроме Тосачата широко использовались сцены из Рамаяны.
Только в конце XIX — начале XX в. начали развиваться живопись и скульптура, не связанные с религиозной тематикой, и резко возросло число монументальных построек гражданского назначения.
В развитии архитектуры Таиланда можно выделить четыре периода, соответствующих основным этапам его исторического пути. В первый период,, до XIII в.,: тайской национальной культуры еще не существовало. От этого времени на территории Таиланда остались главным образом памятники архитектуры и искусства монов (государство Дваравати) и кхмеров (Ангкорская империя). Период формирования национальной тайской архитектуры падает на XIII—XIV вв.: т.е. на время существования первого тайского государства Сукхотай. Третий период, наиболее продолжительный, относится к XIV—XIX вв. ко времени расцвета феодального Сиама со столицами в Аюттхае (XIV—XVIII вв.) и Бангкоке (XVIII—XIX вв.). Последний период, связанный с развитием капиталистических отношений, начался в первой половине текущего столетия.