Разное / Статьи / АРХИТЕКТУРА КХМЕРОВ И МОНОВ НА ТЕРРИТОРИИ ТАИЛАНДА

В период Дваравати в Таиланде строили ступы различных типов и кирпичные храмы. Встречаются ступы восьмигранные, ступы полусферической формы и квадратные ступы, напоминающие многоярусные пирамиды. Немногие сохранившиеся памятники монского круга относятся к сравнительно позднему времени. Таковы две ступы вата Кукут близ Лампуна (1218 г.) и храм Чет Йот в Чиангмае (XV—XVI вв.), построенный по образцу храма Махабоди в Будх-Гайе в Северной Индии. Характерно, что внешняя поверхность этих памятников почти сплошь покрыта барельефами в нишах. Иконография скульптур, близкая монско-бирманским образцам XI—XIII вв., отличается обобщенностью и даже некоторой упрощенностью формы.

Шире представлена в Таиланде кхмерская архитектура. Сейчас известно около 200 кхмерских памятников, расположенных в северовосточном Таиланде. Крупнейшие из них храмовые комплексы в Пимае (начало XII в.) и Лопбури (XII—XIII вв.). В Пимае находятся руины крупнейшего в Таиланде кхмерского города XII—XIII вв. Сохранились остатки стен, окружавших священный участок размером 565 X 1030 м. В середине его расположен прямоугольный храмовый комплекс размером 250 X 280 м. Внутренняя галерея комплекса сохранила образцы буддийских и индуистских рельефов. В центре ансамбля три типичных кхмерских прасата начада XII в. Комплекс в Пимае принадлежит к числу типичных сооружений ангкорского периода. Это развитый тип так называемого плоского храма (в отличие от храма-горы), окруженного прямоугольной оградой с гопурами. Планировочные особенности прангов, их скульптурное убранство и строительная техника практически не отличаются от ангкорских прасатов.

Значительно интереснее с точки зрения изучения истоков национальной тайской архитектуры памятники Лопбури. Этот город, расположенный в 155 км к северу от Бангкока, на реке Лопбури, был в VI—XI вв. одной из провинциальных столиц монского государства Дваравати, а в XI—XIII вв.— крупным провинциальным центром Ангкорской империи. Наиболее ранние памятники Лопбури относятся к XII—XIII вв. и принадлежат к кхмерскому кругу. Крупнейший из них — ват Сам Йот. Он представляет собой три прасата, поставленных в ряд. Средний из них достигает высоты 15 м. Аналогичную структуру имеет и ват Хак, меньший по своим размерам. В вате Пра Ратана Махатат сохранился одиночный прасат ангкорского типа. Пранги выложены из латерита, но в отличие от кхмерских образцов не облицованы песчаником, а оштукатурены подобно монским и бирманским постройкам. Скульптурные детали тоже выполнялись в характерной монско-бирманской технике резьбы по штукатурке. Монские традиции видны и в свободном характере пластики этой резьбы, и в иконографии орнаментальных мотивов.

Лопбури. Ват Сам Йот

Используемая литература

«Архитектура Индокитая». С.С.Ожегов, Т.С.Проскурякова, Хоанг Дао Кинь. Москва. Стройиздат. 1988г.

Рекомендуем:

Последние статьи:

Фэн шуй ванной и туалета
Некоторые считают ванную комнату одной из самых важных в доме, но ей, как правило, уделяется меньше всего внимания в смысле планировки и интерьера. Фактическое расположение компонентов в ванной комнате редко оставляет широкие возможности для выбора, а если вы покупаете новый дом или квартиру, то последнее, до чего у вас доходят руки, - это полное переустройство ванной комнаты. Однако применение некоторых основных принципов будет полезным и в этом случае...
Принципы фэн шуй в интерьере
У разных людей Ци отличается качеством и количеством. Ее можно привлечь и накопить разными способами, но простого увеличения энергии человеку недостаточно, он должен жить в гармонии с энергией своего окружения...
Чем покрасить детскую.
Давно канули в Лету времена, когда слова «окрашенные стены» стойко ассоциировались с больничными или школьными коридорами, выкрашенными масляной краской практичного уныло-зеленого или радикально синего цвета...
© 2021 Строительный дизайн, Каталог ссылок
При использовании материалов сайта ссылка на www.stroi-design.ru обязательна