Разное / Статьи / Японская архитектура смена зодческих ориентиров после революции Мейдзи

Японское зодчество, «варившееся» продолжительное время в своем соку, только 150 лет назад начало широко использовать европейские принципы градостроения. Это случилось после революции Мэйдзи в 1868 году. Однако и сегодня японские мастера часто применяют традиционные методы строительства, поскольку высокая сейсмичность островов накладывает отпечаток на их деятельность.

Cледы древнейших поселений на японском архипелаге датируются каменным веком (эпоха неолита), хотя ученые полагают, что эта территория была населена еще во времена палеолита.

Сегодня на территории Японии найдено большое количество могильников, здесь их называют «кофун» (самые крупные из них относятся к V веку н.э.). Интересно то, что усыпальницы японских правителей, например Нинтоку и Одзина, по площади больше любой из египетских пирамид.

В VII веке н.э. было построено синтоистское святилище Исэ, которое стало прототипом многих храмовых сооружений в Японии. Исэ состоит из 2-х комплексов, причем по архитектуре – это совсем одинаковые cтроения. И сделано это специально, поскольку каждые 20 лет проводится церемония перемещения божества из одного комплекса в другой.

Именно на японских островах находится одно из самых больших в мире деревянных сооружений – храм Тодайдзи в городе Нара, построенный в XVII веке. По данным специалистов, первоначально этот храм был намного крупнее, но со временем некоторые его постройки были утрачены. Исследователи истории японского зодчества утверждают, что ведущими архитекторами феодализма были мастера дел строительных, если же говорить точнее, так корабельных, – из семейства Инабэ. По мнению специалистов, развитие японской архитектуры было тесно связано с технологиями обработки дерева. Одна из особенностей возведения строений в Японии 200-300 лет назад – это то, что практически все японские постройки представляют собой комбинацию прямоугольных элементов, за исключением павильона Юмэдоно в храме Хорюдзи в городе Нара и 3-х ярусной пагоды храма Анракудзи (префектура Нагано), где в конструкции использованы 8-ми угольные элементы. Все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией.

Развитие японских городов

Город Хэйдзе (или другой вариант написания Хэйана), ставший столицей Японии в VIII веке н.э., строился по прямоугольной схеме, имитируя принципы китайского градостроительства. Именно здесь положено начало развитию культовой и дворцовой архитектуры. Город был спланирован в виде четырехугольника размером 5,5х5 км и разбит на регулярные кварталы. В пределах кварталов было много одноэтажных построек, имевших свободную планировку. А вот легкая каркасная конструкция строений и поднятые над землей дощатые полы продолжают японские традиции градостроения. Но в то же время для многих японских городов изысканная простота – это не только образ жизни, но и особенности жилищной архитектуры. Обязательной принадлежностью дома, как правило, является тщательно оберегаемый кусочек живой природы. Японский сад, будь это крохотный участок или крупный парк с прудами, беседками, мостиками, замшелыми камнями, всегда представляет объект тонкого и серьезного архитектурного творчества.

В отличие от средневековых городов Европы, представлявших собой огромный архитектурный комплекс, в Японии городское строительство рассматривалось как отдельное явление, то есть город и его составные части не были чем-то цельным. Здания строились так, чтобы в нужный момент их можно было бы демонтировать, переместить и заново собрать на новом месте. Это правило касалось как жилых зданий, так и храмов. Здания в Японии рассматривались как утилитарная вещь, чем-то подобное кораблю, которые можно перемещать по стране или вообще демонтировать и построить на этом участке что-то новое. Подобным образом построена столица Японии – Токио, раньше ее называли Эдо (город был основан в XVII веке), в котором, кстати, почти полностью отсутствует влияние китайской архитектуры. В Эдо продолжалось строительство замков и храмов, а также появились светские здания: гостиницы и банки, рестораны и театры. В настоящее время в Токио быстро сносятся старые здания, если это надо, а вместо них – появляются новые, как и в средневековье. И сегодня японцы используют многие принципы сооружения жилых и нежилых строений, которые были разработаны в VIII-X вв.

Если же брать религиозные объекты, то в Японии каждое божество имело свой храм. Например, три морских божества почитаются в синтоистском храме Сумиеси в городе Осака, где сооружены три одинаковых святилища для каждого божества. Причем строения расположены друг за другом, а весь комплекс чем-то напоминает три корабля в открытом море. А вот в храме Касуга в городе Нара для божеств построено 4 рядом стоящих святилища. Позже эта идея – здание символизирует почитаемое божество – была перенесена на буддистские храмы. Например, в Кондо находится объект почитания – изображение Будды, а вот пагода является гробницей, в которую поместили драгоценности как символ «пепла» Будды.

В Японии, как правило, пагоды многоярусные – пяти- или шестиэтажные, но на самом деле действующим является только первый этаж, остальные – декоративные. Они выполняют определенную архитектурную роль – придание строению более строго облика, а также некой привлекательности, «гуманного вида» и внешнего очарования. Именно в таком стиле построена пагода в храме Якусидзи в городе Нара.

Особенности японской архитектуры проявились и в строительстве императорских дворцов. Для них характерна приподнятость пола над землей, а на возвышенности располагалось кресло императора. До нашего времени дошел единственный образец такой архитектуры – Киото Госе (императорский дворец), который был реконструирован в XVII веке. В архитектурном отношении выделяется церемониальный зал императорского дворца в Киото. А новый императорский дворец Кацура был построен в средние века в Киото. В его зодчество были привнесены элементы дизайна, характерные для увеселительного квартала города. А также во дворце была применена свободная компоновка пространства. Дворец постоянно достраивался в течение 50 лет усилиями двух поколений семейства Хатидзе-номия.

Архитектурные изменения

Как известно, Япония покончила с феодализмом и сделала шаг к внешней открытости в 1868 году, чтобы приобщиться к западным нормам жизни и перенять западный стиль в городском строительстве. С этой целью многие архитекторы из США и Европы были приглашены в Японию для оказания помощи в проектировании общественных зданий и фабрик. В 1871 году для подготовки своих специалистов была также открыта высшая школа Кобу Дайгаку – предтеча архитектурного отделения Токийского университета. Не случайно, многие здания в Йокагаме, Кобэ и Нагасаки в конце XIX века были построены в западном стиле. Со временем выпускники Кобу Дайгаку начали конструировать строения в западном стиле. Именно благодаря их усилиям появились на островах Банк Японии и Токийский вокзал архитектора Кинго Тацуно и Императорский дворец Акасака зодчего Токума Катаямы. Однако из-за повышенной сейсмичности на японских островах потребовалось, во-первых, увеличить толщину колонн и стен, что привело к чрезмерной громоздкости зданий, во-вторых, нельзя было строить здания выше 31 м. В ХХ веке японцы разработали точный вариант измерительных систем «кивари» и «татами-вари» и развили специальную геометрию, известную в мире как «кикудзюцу».

В настоящее время в Японии действуют более 10-ти крупнейших японских компаний с конструкторскими отделами, активно работающих также за границей. Все они ведут свое восхождение от строительных династий периода Эдо. В ХХ веке японские архитекторы обнаружили, что фундаментальные принципы современного зодчества очень схожи: как пример, с одной стороны, свободное оперирование пространством в японских опорно-балочных структурах, а с другой – модульный принцип координации.

Руководствуясь общими принципами, известные зодчие Тэцуо Есида, Кунио Маэкава, Кендзо Тангэ, Киенори Кикатукэ и другие разработали пригодную для японской реальности архитектурную модель. Одним из удачных результатов этой работы стало проектирование Тангэ здание управления префектуры Кагава, поразительно сочетающее традиционную форму и современное зодчество.

Значительный прогресс японской архитектуры стал заметен для всех во время Летней Олимпиады-1964 в Токио. К Играм был построен комплекс спортивных сооружений, спроектированный Тангэ. Здание олимпийского гимнастического зала имеет изогнутую крышу, воскрешающую японскую традицию. Но Тангэ с успехом сумел переплавить японский традиционализм в универсальную форму. Сооруженный в Токио стадион стал конкурентоспособным по сравнению с другими индустриальными странами. В последующие годы мировое значение получила деятельность нескольких архитекторов. Кроме Тангэ, мир узнал о новой плеяде зодчих, творивших свои архитектурные шедевры не только в Японии, но и за границей – Кикутакэ, Фумихико Маки (лауреат Прицкеровской премии – 1992), Арата Исодзаки (он проектировал олимпийские объекты для каталонской Барселоны-1992), Кисе Курокава, Тадао Андо и многих других архитекторов. Благодаря им в Японии теперь есть энергичная и творческая архитектурная школа. В то же время японские архитекторы не сковывают свое творчество рамками традиций, а наоборот – развивают новые формы свободного самовыражения. Однако в их творчестве проявляются так называемые «японизмы». К примеру, метод стеновых блоков архитектора Андо на первый взгляд не имеет ничего общего с традиционно японской опорно-балочной конструкцией. Но вспомним, что в начале своей деятельности архитектор Андо занимался модернизацией торговых домов в городе Осака, возводившихся по принципу «татами-вари», – в виде добавленных друг к другу отдельных пространственных ячеек. Специалисты в сфере архитектуры считают, что стоит обратить внимание на некоторые принципы (главное – гибкость, заложенная в традиционные сооружения) проектирования и строительства небоскребов. Как известно, невысокие пагоды, надводные башни, построенные в сейсмических зонах Японии, не были подвержены падению и остаются на своих местах в течение нескольких веков.

Рекомендуем:

Последние статьи:

Фэн шуй ванной и туалета
Некоторые считают ванную комнату одной из самых важных в доме, но ей, как правило, уделяется меньше всего внимания в смысле планировки и интерьера. Фактическое расположение компонентов в ванной комнате редко оставляет широкие возможности для выбора, а если вы покупаете новый дом или квартиру, то последнее, до чего у вас доходят руки, - это полное переустройство ванной комнаты. Однако применение некоторых основных принципов будет полезным и в этом случае...
Принципы фэн шуй в интерьере
У разных людей Ци отличается качеством и количеством. Ее можно привлечь и накопить разными способами, но простого увеличения энергии человеку недостаточно, он должен жить в гармонии с энергией своего окружения...
Чем покрасить детскую.
Давно канули в Лету времена, когда слова «окрашенные стены» стойко ассоциировались с больничными или школьными коридорами, выкрашенными масляной краской практичного уныло-зеленого или радикально синего цвета...
© 2021 Строительный дизайн, Каталог ссылок
При использовании материалов сайта ссылка на www.stroi-design.ru обязательна