Разное / Статьи / В сухом остатке; между модернизмом и постмодерном
Трансгрессия в действии
Современную архитектуру и дизайн невозможно рассматривать как плавный переход от модернизма к постмодерну… Ведь трансгрессия приводящая к глобальной структурной диффузии, распространяется не только на отдельные объекты и пространства, но влияет на ситуацию как таковую.
Современная архитектура сталкивается с проблемой включения новых форм в существующий культурный контекст намного более остро чем, например, промышленный и графический дизайн, изменяющий вещи и визуальные коммуникации. Архитектура всегда оставляет настолько глубокий след, что «избавится» от него не просто даже в эпохи глобальных переоценок ценностей.
Если принципы постмодернизма достаточно легко применить в визуальном искусстве или литературе, где манипулирование вещами, знаками и словами представляет пластичный процесс, то намного сложнее проводить эти принципы в такой крупной и «тяжеловесной» сфере, как архитектура.
Стилевые и структурные противоречия в искусстве и культуре, находящихся в состоянии между модернизмом и постмодерном, в полной мере отражаются сегодня в архитектуре. Постмодернистская архитектура использует практически те же базовые материалы и технологии, что и в модернизм. Свобода культурного цитирования также не отдаляет постмодернистскую архитектуру от модернизма, что было бы вполне естественным в классической художественной парадигме.
Трансгрессия постмодерна направлена не только на хронологию стиля, но прежде всего на структуру произведения искусства. Если традиционная архитектура почти не выходила за рамки дискурса истории, а такие ее стили, как, например, классицизм, эклектика, модернизм, не смотря на все различия, были образованны и переживали один источник – время (вот почему большая архитектура - образует хронотопию), то постмодерн, преодолевающий сопротивление материала и линейную схему стиля переживает стресс деконструкции структуры.
Постмодернизм разрабатывает темы, которых раньше архитектура не касалась напрямую. Постмодернистская архитектура выходит за рамки собственно архитектурного стиля и его временной шкалы – оно проникает в мир вещей и объектов различного происхождения. Постмодернизм непосредственно оперирует структурой, используя трансгрессию как безотказный способ проникновения в материальный объект или знак. Такая трансгрессия воплощена в приводившемся уже здании AT&T в Нью-Йорке. Другим характерным примером является так называемый «танцующий дом» в Праге (архитекторы Влад Милунович и Френк Гери).
Этот проект не обладает масштабностью американской архитектуры, но прекрасно иллюстрирует постмодернистскую трансгрессию в действии. Здесь переосмысливается не архитектурный стиль, технология или материал (дом представляет стандартное сочетание бетона, стекла и алюминия), но прежде всего семантика сооружения. Дом, задуманный как танцующая пара и посвященный голливудским танцорам Джинджер и Фреду дословно воспроизводит легенду в архитектурном языке. Дело не только в гротескности архитектурного жеста, а в его конструктивном переосмыслении, где замысел, фасад и каркас, декор и функциональность – сливаются в один «дословный» язык постмодерна.